Культура России chevron_right Музыкальная шкатулка chevron_right Детские песни chevron_right Весёлые путешественники (А2)

Весёлые путешественники (А2)

Автор – Войсковская В. А.

История создания песни – А2

В 1937 году композитор Михаил Старокадомский написал песню «Весёлые путешественники» на стихи Сергея Михалкова* для детского фильма. Герои фильма - маленькие брат и сестра Сережа и Таня - возвращаются с дачи** в город на поезде. Они едут в компании со своими животными и поют: «Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота…». Эта песня, которая ещё известна как «Песенка друзей», а также «Мы едем, едем, едем…», стала очень популярной в СССР. В 1952 году Михаил Старокадомский, который написал музыку для более ста детских песен, получил за эту и другие детские песни Сталинскую премию***. Эта песня – часть советской культуры. Она часто звучала в детских телепередачах и издавалась на музыкальных пластинках****.

Интересный факт: отец композитора Михаила Старокадомского был зоологом, который участвовал в экспедициях и нередко привозил своему сыну животных. В квартире Старокадомских жили черепаха, попугай, саламандра, кошка, собака, морские свинки и другие животные, которых очень любил маленький Миша. Наверное, он вспоминал свою весёлую компанию животных, когда уже стал композитором и писал музыку к песне «Мы едем, едем, едем…».


Михаил Старокадомский


Сергей Михалков

 

*Сергей Михалков – знаменитый советский и российский писатель и поэт, общественный деятель. Является соавтором гимна Советского Союза и автором гимна Российской Федерации. Написал множество книг для детей, а также детских стихотворений, сценариев к мультфильмам.

**Дача – загородный дом для отдыха.

***Сталинская премия (1940-1955) – высшая государственная премия для деятелей науки и культуры. 

****Музыкальная пластинка – виниловый диск 

  • Ответьте на вопросы
    1. Кто написал музыку и стихи к песне "Весёлые путешественники»?
    2. Какие другие названия имеет эта песня?
    3. В каком фильме впервые прозвучала песня? Кто его герои и где они поют эту песню?
    4. Какую премию получил композитор за эту и другие детские песни?
    5. Почему у Михаила Старокадомского в детстве было много животных? Какие животные у него были?
  • Познакомьтесь со словами из песни

    Иль

    Или

    Нас ветер обвевал

    Ветер дул на нас, и нам было приятно

    В далёкие края

    Далеко

    В пути

    В дороге, во время поездки

    Забияка

    Тот, кто любит начинать драки и ссоры

    Светить

    Давать свет (солнце светит, лампа светит)

    Чижик

    Чиж (птица)

    Напевать

    Петь негромко, для себя

    Как сумели

    Как смогли

    Ссориться

    Быть в конфликте, конфликтовать

    Нам весело живётся

    Мы весело живём

  • Лингвокультурологический комментарий

    Петька, Петя – мужское имя (Пётр). В русской культуре часто используют имена людей для названий животных, например: петух – Петька, медведь – Миша, Мишка. Петух Петька любит драться, поэтому в песне его назвали Петька-забияка.

    «В добрый путь!» – пожелание хорошей поездки.

    Солнышко  солнце. В русском языке мы часто используем суффиксы, которые показывают, что нам нравится что-то или кто-то: песенка (песня), дождик (дождь), яблочко (яблоко), собачка (собака), сумочка (сумка) и т.д.

  • Слушайте песню и читайте текст песни

    Музыка: М. Старокадомский
    Слова: С. Михалков

    Весёлые путешественники

    1. Мы едем, едем, едем в далёкие края,
    Хорошие соседи, счастливые друзья!
    Нам весело живётся, мы песенку поём,
    А в песенке поётся о том, как мы живём!

    Припев:

    Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
    Чижика, собаку, Петьку - забияку,
    Обезьяну, попугая, вот компания какая!
    Вот - компания какая!

    2. Когда живётся дружно, что может лучше быть?
    И ссориться не нужно, и можно всех любить!
    А если нас увидит иль встретит кто-нибудь,
    Друзей он не обидит, он скажет: "В добрый путь!"

    Припев

    3. Мы ехали, мы пели, и с песенкой смешной
    Все вместе, как сумели, приехали домой!
    Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,
    В пути не скучно было, и каждый напевал.

    Припев

    Merry travellers

    1.  We're going, going, going to the faraway lands,
    Good neighbors, happy friends!
    We live a fun life, we sing a nice little song,
    And in the song we sing about how we live!

    Chorus:

    tra-ta-ta, tra-ta-ta, we are carrying a cat with us,
    A siskin, a dog, naughty Pet'ka,
    A monkey, a parrot, that's our company!
    That is our company!

    2. When we live like friends, what could be better?
    We don't need to quarrel, and we can love everyone!
    And if someone sees or meets us,
    They won't hurt our friends, they'll say: "Have a good trip!"

    Chorus

    3. We were going, we were singing and with the funny song
    All together, as we could, we arrived home!
    The sun was shining for us, the wind blew on us pleasantly,
    On the way we weren't bored, and everyone was singing.

    Chorus

  • Упражнения – А2
    I. Скажите, правильно или неправильно. Исправьте неправильные утверждения.
    1. Друзья идут в гости к соседям.
    2. Друзья рады поездке.
    3. В их компании 5 животных: кошка, собака, петух, обезьяна, попугай.
    4. Друзья часто ссорятся.
    5. В пути друзьям было весело.
    6. Погода была плохая всю дорогу.
    II. Выберите правильный вариант

     

    1) Друзья поют песенку:

    • а) о природе;
    • б) о своей жизни, дружбе и о поездке;
    • в) о своей родине.

    2) Какое животное они не везут?

    • а) обезьяну;
    • б) чижика;
    • в) черепаху.

    3) Если они встретят кого-то, то этот человек:

    • а) пожелает им хорошей дороги;
    • б) спросит у них, куда они едут;
    • в) захочет поехать вместе с ними.

    4) Друзья приехали:

    • а) на дачу;
    • б) домой;
    • в) в лес.

     

    III. Ответьте на вопросы.
    1. Куда едут друзья?
    2. Кого они взяли с собой?
    3. Они хорошие друзья? Нравится ли им ехать вместе? Почему?
    4. Что они делают в пути?
    5. Какой характер у Петьки?
  • Дополнительное задание

    Вставьте слова в правильной форме в предложения: Ссориться, напевать, забияка, светить, края.

    1. Мы ехали, и всю дорогу нам ________________ яркое солнце.
    2. Мы никогда не __________________ с друзьями, потому что мы очень дружные и хорошо понимаем друг друга.
    3. Девушка в наушниках тихо __________________ песню.
    4. Вы когда-нибудь хотели уехать в далёкие _________ и начать новую жизнь?
    5. Мне не нравится, что мой сын постоянно дерётся с другими мальчиками. Он настоящий ________________.
  • Давайте поговорим
    1. Вы любите ездить на поезде? Куда вы ездили в последний раз? Как долго вы ехали?
    2. С кем вы обычно путешествуете? Кого вы можете взять в далёкое путешествие?
    3. У вас есть домашние животные? Вы берёте их с собой в поездки? Трудно ли в вашей стране путешествовать с животными? Нужны ли для этого специальные документы?
    4. Что вы обычно делаете в дороге?
    5. Как вы думаете, почему важно уметь дружить?
  • Творческое задание
    1. Найдите стихи Сергея Михалкова для детей. Какое стихотворение вам понравилось?
    2. С друзьями или одногруппниками составьте план поездки. Куда вы поедете? На чём? Кого вы возьмёте с собой? Какие вещи вам будут нужны в поездке? Что вы будете делать в дороге?
    3. Подготовьте сообщение о композиторе Михаиле Старокадомском.
    4. В русском фольклоре петух считается забиякой, он любит драться; лиса всегда хитрая, волк часто злой и глупый, медведь большой и сильный, заяц всего боится, он трусливый. А как в вашей культуре?
  • Прослушайте вариант исполнения песни

    Какой вариант исполнения вам больше всего понравился и почему?

    1. Первое исполнение: Георгий Виноградов и др. (фильм «Весёлые путешественники», 1937)

    2. Посмотрите короткий мультфильм по этой песне. Попробуйте спеть её!

    3. Послушайте исполнение детей из ансамбля «Песенка» (1986). Вам понравилось их исполнение?

  • Готовимся петь песню

    Прочитайте выразительно текст песни и пойте караоке

  • Попробуйте сыграть песню сами

    Ноты  песни