Искусство Жостова | B2 / B1 / A2

English / 中文

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4.1

Часть 4.2

Часть 5

Материалы для студента

  • Задания до просмотра фильма

    Задание 1

    Прочитайте слова, с которыми вы встретись в слайд-фильме.

    народный промысел

    folk craft

    жанровая живопись

    genre painting

    изображать

    to portray

    расписывать

    to paint

    писать с натуры

    to draw from life

    натюрморт

    still life

    пейзаж

    a landscape

    мотив

    a motive

    сюжет

    a plot

    композиция

    a composition

    наносить краски

    to apply paint

    фон

    a background

    лак

    a varnish

    лакированные изделия

    lacquerware

    Задание 2

     

    Скажите, от каких слов образованы данные ниже слова?

    а) поднос, водохранилище, самобытность, мастерская, возчик, спрос, блюдечко, столешница, углубление, трактир, творение, сушка, деревушка

    б) расписной, званый (ужин), металлический, липовый, предприимчивый, деревенские (люди)

    в) притемнять, очаровывать, объединяться, переименовываться

     

    Задание 3

    Подберите синонимы к данным ниже словам.

    славиться

    торговать

    лавка

    желать

    лихо

    иллюзия

    быть известным

    фантазия

    жизнерадостно

    магазин

    продавать

    хотеть

    Задание 4

     

    Объясните, как вы понимаете слова и выражения.

    1. семейная мастерская,
    2. чайное заведение,
    3. прибыльное дело,
    4. бытовая вещь,
    5. обаятельная специфика,
    6. уловить особенности,
    7. сохранить самобытность,
    8. (история) восходить к началу века,
    9. «спрос был велик»,
    10. обойти вниманием,
    11. расти не по дням, а по часам,
    12. (опыт) передаваться от отца к сыну ,
    13. «перейти с папье-маше на железо»,
    14. (название) закрепиться за промыслом,
    15. (мастер) отвечать за своё творение,
    16. соответствовать норме оптического воображения

     

    Задание 5

     

    Прочитайте толкования слов.

    Цвет окраска, световой тон чего-нибудь

    Цветной – окрашенный в какой-либо цвет (не чёрный и не белый)

    Тон преобладающий в картине цвет, цветовой оттенок (тёплый, холодный, яркий, сочный, тёмный)

     

  • Задания перед просмотром фильма

    Задание 1

    Скажите, пожалуйста, какие города и деревни вашей страны известны народными промыслами? Что там делают?

     

    Задание 2

    Какие русские народные промыслы вы знаете?

    Задание 3

     

    Часть 1

    1. Где находится деревня Жостово?
    2. Чем она славится?
    3. Сколько лет жостовскому промыслу?
    4. Как русские любят принимать гостей?

     Часть 2

    1. Чем известен Филипп Никитич Вишняков?
    2. Как Филипп Никитич начал своё дело?
    3. С чем пили чай русские купчихи?
    4. Как раньше использовали подносы?

     Часть 3

    1. Что изображают на подносах?
    2. На каком фоне делают роспись?
    3. Что стало самой привлекательной особенностью жостовских подносов?
    4. Какие подносы считались наиболее художественными и дорогими?

     Часть 4.1

    1. Какие мастера делают жостовский поднос?
    2. Какие инструменты нужны для изготовления подноса?
    3. Какой формы бывают подносы?

     Часть 4.2

    1. Где лежит поднос, когда художник расписывает его? Почему?
    2. Как называется техника росписи жостовских подносов?
    3. С какого времени она известна?
    4. Какие этапы росписи вы можете назвать?
    5. На каком этапе росписи появляется цветок?

     Часть 5

    1. Какие подносы находились в семье Льва Толстого?
    2. Что писал о расписных подносах сказочник П.П.Бажов?
    3. В коллекциях каких известных людей находятся жостовские подносы?

     

  • Задания после просмотра фильма

    Задание 1

     

    Ответьте на вопросы.

    1. Как выглядит жостовский поднос?
    2. Каков классический мотив жостовской росписи?
    3. Какие цветы рисуют художники на подносах?
    4. В чём заключалась предприимчивость крепостного Ф.Н. Вишнякова?
    5. Какие изделия производил Филипп Никитич Вишняков в «лакерной» мастерской?
    6. Как Ф.Н.Вишняков перешёл с папье-маше на «железо»?
    7. Почему в Х1Х в. спрос на разноцветные подносы был высок?
    8. Как вы понимаете, что «подносные мастерские» были семейными?
    9. Что значит техника «послойной живописи»?
    10. Чем нас очаровывают жостовские подносы?
    11. Почему жостовский народный промысел получил всемирную известность?

     

    Задание 2

    Посмотрите видеофрагмент «Жостовская роспись» и назовите основные этапы (стадии) росписи. Что делает художник на каждом этапе (на каждой стадии)?

    Задание 3

    Расскажите, как делают чайные жостовские подносы.

    Задание 4

    Поиграйте в игру «Садовник».

    Правила

    Ведущий — садовник. Все участники выбирают себе цветы, от имени которых они будут выступать.

    Начинает ведущий:

    — Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме (...) — и называет любой цветок из выбранных игроками.

    Тот должен отозваться:

    — Ой!
    — Что с тобой?
    — Влюблена (влюблён)…
    — В кого?
    — В (...) — и называет цветок другого участника (или садовника).

    Тот тоже отзывается:

    — Ой!
    — Что с тобой?
    — …

    И по кругу. Участник, который не отозвался, выбывает из игры.

    Задание 5

    Вы купили в подарок друзьям и родственникам жостовские подносы. Опишите, как они выглядят (форма, фон, сюжет).

    Образец:

    Это круглый поднос.
    На светлом серо-голубом фоне изображён зимний пейзаж.
    Я выбрал (-а) этот поднос, потому что мне нравится русская природа.

Материалы для преподавателя

  • Сценарий к слайд-фильму. Часть 1 (слайды 1-10)
    Слайд 1

    Дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас познакомиться с искусством Жостова.

    Слайд 2

    «Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают».

    Слайд 3

    Часть 1. Букеты из Жостова

    Слайд 4

    Расписные жостовские подносы известны и популярны в России уже почти 200 лет. Хорошо узнаваемые букеты и цветочные гирлянды на чёрном лаковом фоне с полным правом могут считаться одним из наиболее ярких символов современного народного искусства.

    Что такое поднос? Это специальная доска или металлический лист для подачи блюд при сервировке стола.

    Слайд 5

    Жостово - это старинная деревушка на берегу Клязьминского водохранилища в часе езды от Москвы.

    Жостовский поднос - один из самых известных русских народных промыслов, один из культурных символов России. Этот промысел существует с 1825 года.

    Слайды 6-8

    Что любил показать гостям русский человек? Дом, семью. Любил и широко посидеть за накрытым столом. На подносе дорогим гостям подают угощение. Возьмёт гость с подноса чашку с чаем, а там взору роза открывается или ветка рябины затаилась... . Поэтому поднос, как и русский самовар, - важный атрибут традиционного чаепития на Руси. Если вы вглядитесь в роспись, то у вас создаётся впечатление, что перед вами «плывущий» букет. Эта иллюзия возникает оттого, что головки цветов, листья и стебли художник притемняет, и тогда цветы словно плывут по чёрной воде.

    Слайд 9

    Эти расписные шедевры коллекционировали увлечённые собиратели русского искусства по всему миру. Их увозили с собой в эмиграцию из разорённых дворянских усадеб в напоминание о России. Ими украшали помещения и декорировали званые ужины и пышные чаепития. Расписные жостовские подносы сохранили свою русскую самобытность и по-прежнему очаровывают, как народная сказка, где каждый лепесток цветка - волшебный, а добро всегда побеждает зло.

    Слайд 10. Вопросы
    1. Где находится деревня Жостово?
    2. Чем она славится?
    3. Сколько лет жостовскому промыслу?
    4. Как русские любят принимать гостей?

     

     

  • Сценарий к слайд-фильму. Часть 2 (слайды 11-21)
    Слайд 11

    Часть 2. История жостовской росписи

    Слайд 12

    Расписной поднос зародился в начале ХУШ столетия на Урале. Но история Жостовского промысла восходит к началу Х1Х века. Промысел стал бурно развиваться, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости возникли мастерские: в Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком.

    Слайд 13

    Возникновение жостовского расписного подноса связывается с именем Вишняковых. Филипп Никитич Вишняков оказался предприимчивым крепостным графа Шереметева. Когда он работал в Федоскино возчиком на местной мануфактере, то уловил технологические особенности производства лакированных изделий и открыл свою «лакерную» мастерскую. В Федоскино делали расписные изделия из папье-маше под лак: табакерки, шкатулки, ларцы, портсигары, спичечницы, подносы.

    Слайд 14

    Филипп Никитич ездил в Москву продавать товар, а потом на Цветном бульваре открыл лавку. На одной из ярмарок сын Филлипа Никитича Осип встретил конкурентов с Урала, которые лихо торговали металлическими расписными подносами. Тогда-то Осип Вишняков и решил тоже перейти с папье-маше на «железо».

    Слайд 15

    Спрос на разноцветные подносы рос не по дням, а по часам: русские купчихи желали пить чай с баранками, маковыми булочками, липовым мёдом и вареньем.

    Слайд 16

    Маленькие подносы ставили вместо блюдечка, а большие - под самовар. Поднос также мог вставляться в специальное углубление в столе и служить непосредственно столешницей.

    Слайд 17

    Изготовление подносов считалось прибыльным делом, и опыт Осипа Вишнякова поддержали не только в Жостове. После отмены крепостного права многие деревенские по примеру Вишняковых стали открывать в своих домах «подносные мастерские». Название «Жостово» закрепилось за всем промыслом. В 1876 году в шести селениях Троицкой волости подносами занимались 22 мастерские, которые и создали школу росписи металлических подносов.

    Слайд 18

    Здесь делали подносы не только с букетами цветов, но и с жанровыми композициями, пейзажами – типичными образцами наивной крестьянской живописи.

    Слайд 19

    В конце Х1Х века в российских промышленных городах открывалось множество чайных заведений, трактиров, поэтому спрос на такие подносы был велик. Даже столичные профессиональные художники не могли обойти вниманием такую популярную бытовую вещь и часто включали кустарные подносы в свои натюрморты. Все мастерские были семейными, опыт передавался от отца к сыну. Все изготовленные и сегодня подносы подписываются. Мастер отвечает за своё творение.

    Слайд 20

    После образования СССР в 1928 году несколько мелких мастерских объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в Жостове. В 1960 году эти мастерские переименовались.

    Слайд 21. Вопросы
    1. Чем известен Филипп Никитич Вишняков?
    2. Как Филипп Никитич начал своё дело?
    3. С чем пили чай русские купчихи?
    4. Как раньше использовали подносы?
  • Сценарий к слайд-фильму. Часть 3 (слайды 22-37)
    Слайд 22

    Часть 3. Мотивы жостовской росписи

    Слайд 23

    Жостовские цветы очаровывают своей удивительной и загадочной красотой. Композицию на подносе нельзя назвать натюрмортом – это не букет, который художник писал с натуры.

    Слайд 24

    Классический мотив жостовской росписи — яркий цветочный букет на чёрном фоне.

    Слайды 25-26

    Однако бывает и красный, и белый, и зелёный, и синий фон. Посмотрите, пожалуйста!

    Слайды 27-30

    Эти букеты никогда не вянут. Любимый жостовский цветок – роза. Она в центре, а колокольчики, фиалки, ландыши, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки – те по краю подноса. Иногда в букет добавляют землянику, шиповник.

    Слайд 31

    Цветы на подносе могут быть собраны художником в букеты, гирлянды или венки.

    Слайды 32-33

    В искусстве жостовских мастеров сочетается реалистическое ощущение живой формы с декоративной русской народной росписью.

    Интересно вот что. Хотя букеты цветов и выглядят как живые, но всё-таки они отличаются от реальных. Почему? Потому что роспись не соответствует норме оптического изображения. Дело в том, что художники-крестьяне не имели профессионального образования и никогда не видели роз. Но им удалось создать совершенный образ! Это стало самой обаятельной спецификой жостовских подносов.

    Слайды 34-36

    Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития.

    Слайд 37. Вопросы
    1. Что изображают на подносах?
    2. На каком фоне делают роспись?
    3. Что стало самой привлекательной особенностью жостовских подносов?
    4. Какие подносы считались наиболее художественными и дорогими?
  • Сценарий к слайд-фильму. Часть 4 (слайды 38-54)
    Слайд 38

    Часть 4.1 (слайды 38-44)

    Как создаётся жостовский поднос?

    Слайд 39

    Для создания жостовского подноса требовался кузнец-коваль, шпаклёвщик и живописец. Из инструментов - ножницы, деревянный молоток и кисти с красками.

    Слайд 40

    Исторически производство жостовских подносов - это ручная ковка. Мастер-кузнец вырезает ножницами по металлу форму подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

    Слайд 41

    После этого поднос-заготовка передавался в руки шпаклёвщика. Тот покрывал поднос лаком и отправлял в сушильную печку. Потом наносил на поднос шпаклёвку, ещё раз лак и отправлял снова на просушку. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу.

    Слайды 42-43

    За 200 лет накопилось более 150 форм, от маленьких до огромных: круглые, овальные, квадратные, восьмиугольные, с ровными или волнистыми краями. Поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса - шире или уже.

    В настоящее время производство на фабрике частично механизировано: сначала вырубается заготовка нужного размера из железного листа, затем прессом ей придают одну из форм - круглую, прямоугольную или другую.

    Слайд 44. Вопросы
    1. Какие мастера делают жостовский поднос?
    2. Какие инструменты нужны для изготовления подноса?
    3. Какой формы бывают подносы?
    Слайд 45

    Часть 4.2 (слайды 45-54)

    Как создаётся жостовский поднос?

    Слайд 46

    Лак, как и раньше, завозят из Ярославля, сталь - из Череповца. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, которая лежит поперёк подноса.

    Слайд 47

    Живописец расписывает поднос по своему «произволу». Мазок кладётся в несколько приёмов и называется «долгим», при этом он должен быть густым и «упругим». Это придаёт объём знаменитому жостовскому букету.

    Живописцы работают кистями и масляной краской в определённой последовательности. Набор кистей большой - от совсем тонких до крупных. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

    Слайд 48

    Художник старается, чтобы лепестки цветка «не мяли» друг друга и «воздух» ощущался вокруг каждого цветка.

    Слайд 49

    Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой называется «замалёвка»: на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов наносятся пятна разбелённой краски – красной, жёлтой, зелёной. В них ещё нельзя угадать форму будущего цветка. Намечая будущую роспись, художник рисует свободно, быстрыми и точными мазками. Далее идёт сушка.

    Слайд 50

    После просушки поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок тёмными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивет подмалёвок. На этом этапе работы и появляется цветок, но ещё недостаточно выпуклый. Этот этап росписи называется «тенёжка» - нанесение «прозрачной» краской тёмных частей цветов и листьев.

    Слайд 51

    На последней стадии мастер берёт непрозрачную краску, смешивает её с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения. Теперь цветок обретает объём, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Этот этап называется «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая или мелкая и дробная.

    Слайд 52

    Мастеру остаётся обозначить тычинки и, где нужно, тонкой лёгкой линией «чертёжки» округлить лепесток или заострить листик.

    Слайд 53

    И, наконец, «привязка». Художник заполняет пустоты лёгкой ажурной травкой между цветами и листьями и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают её яркой, другие вписывают в фон подноса. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос - уникальная авторская работа. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру- орнаменталисту.

    Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи ХУШ столетия и удивительным образом живёт в наши дни.

    Слайд 54. Вопросы
    1. Где лежит поднос, когда художник расписывает его? Почему?
    2. Как называется техника росписи жостовских подносов?
    3. С какого времени она известна?
    4. Какие этапы росписи вы можете назвать?
    5. На каком этапе росписи появляется цветок?
  • Сценарий к слайд-фильму. Часть 5 (слайды 55-70)
    Слайд 55

    Часть 5 (слайды 55-64)

    «Эти букеты живут вечно»

    Слайд 56

    Оригинальным декоративным приёмом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитировал окраску панциря черепахи и получил название «червячок».

    Слайд 57

    Два таких подноса в 1880-е годы находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно увидеть в московском музее-усадьбе в Хамовниках.

    Слайд 58

    Сказочник П.П.Бажов так писал о расписных подносах: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо... Ни жаром, ни морозом её не берёт. Сила мастерства...» Да, «сила мастерства» художников из подмосковного Жостова творит настоящие чудеса. Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.

    Слайд 59

    У художников всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Это постоянный поиск творчества. Букеты на жостовских подносах живут вечно. Жостовская роспись обладает огромной культурной ценностью, является нашим национальным достоянием.

    Слайд 60

    «Жостовские кисти»

    На жостовском подносе
    В зеркальной глади лака -
    Ржаная медь колосьев,
    Степной румянец мака,
    Багрянец поздних листьев,
    Лесной подснежник первый...
    А жостовские кисти -
    Нежнее лёгкой вербы.

    П. Синявский

    Слайд 61

    Жостовское искусство популярно не только в России. Яркие цветы на чёрном фоне знают и любят во всём мире. Художники выезжают в Англию, США, Австралию, где проводят мастер-классы, покоряя аудиторию виртуозным владением кистевой росписью и лёгкостью импровизации в создании бесконечного ряда цветочных композиций. Подносы из подмосковной деревни есть в коллекциях политиков и монархов, в их числе – Елизавета П, Жак Ширак, Лора Буш.

    Слайд 62

    Приглашаем и вас посетить Жостово! На сайте Жостовской фабрики декоративной росписи вы можете посмотреть и купить полюбившийся вашей душе жостовский поднос: www.zhostovo.ru

    Слайд 63

    Спасибо за внимание!

    Слайд 64. Литература
    1. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. – М., 1977.
    2. Искусство Жостова/Альманах. Вып. 165. – СПб., 2007.
    3. Популярная художественная энциклопедия. – М., 1986.
    Слайд 65
    • Автор сценария – Ирина Давкова
    • Музыкальное оформление – Ирина Давкова
    • Дизайн, видеомонтаж – Алиса Зимина
    • Звукоинженер – Владимир Борисов
    • Текст читал – Александр Сумин
    Слайд 66. Вопросы
    1. Какие подносы находились в семье Льва Толстого?
    2. Какой приём украшения подносов получил название «червячок»?
    3. Что писал о расписных подносах сказочник П.П.Бажов?
    4. В коллекциях каких известных людей находятся жостовские подносы?
    Слайд 67. Конец фильма
Другие промыслы